Формирование семейных ценностей молодежи.
М.Т Полывянная
Формирование семейных ценностей молодежи. Опыт обращения к «материнской школе»
Я.А. Коменского
Важнейшую роль в нравственном воспитании детей Я.А. Коменский отводит семье. Так, «Материнская школа, или о заботливом юношестве в первые шесть лет» начинается эпиграфом со словами Цицерона «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества»[1].
Перед родителями Я.А. Коменский ставит задачу учить детей «осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни»[2]. Родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, и перекладывать на учителей, «так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым. Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей»[3].
Взгляды Я.А. Коменского не потеряли актуальности и сегодня. Важным видится обращение к его идеям в современной школе. В частности, при реализации курса для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни».
Идея обращения к «Материнской школе» возникла после проведения социологического исследования на тему «Детско-родительские отношения в семье». Объектом исследования стали семьи Ивановской области, имеющие детей в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие на территории региона.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Они включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Между тем, по результатам исследования четко прослеживается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов личностного развития ребенка. Семейное воспитание подменяется организацией подготовки к школе.
Отчасти это объясняется тем, что в современном мире социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. В этих условиях, родители, не владея в достаточной мере знанием особенностей возрастных этапов детства, забывают об эмоциональной составляющей воспитания и детско-родительских отношений. Между тем, семейное воспитание должно быть более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как в его основе лежит родительская любовь к детям.
Учитывая результаты данного исследования, статистику разводов молодых пар, насилия родителей по отношению к своим детям, опираясь на «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»[4], где отмечается, что сами дети могут стать активными участниками процесса по возрождению и укреплению социального института семьи, семейных ценностей и традиций, была разработана примерная программа «Нравственные основы семейной жизни», предназначенная для учащихся 10-11 классов. Данный курс необходим молодежи в качестве живого и действенного ориентира на рубеже зрелости и самостоятельности.
Цель данного курса заключается в формировании и осознании нравственных принципов в основе половых отношений, брака, деторождения и воспитания детей, позитивного отношения к семейным ценностям.
Данный курс предполагает формирование позитивного взгляда на нравственные и социальные реалии семейной жизни; усвоение и осмысление компонентов полноценного и счастливого брака: любви, нравственной чистоты, взаимного эмоционального притяжения, взаимной верности и ответственности, самоотверженного служения друг другу; осознание и раскрытие значимости создания новой жизни, функции семьи в совершении этого подвига, нравственных и педагогических основ материнства и отцовства, гармоничных отношений между поколениями; формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи, настоящей и будущей.
Курс построен с учетом методологии Я.А. Коменского: нравственное воспитание и практическая направленность.
Целесообразно знакомить старшеклассников с фрагментами «Материнской школы Я.А. Коменского». Книга, написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания детей, отношения между детьми и родителями.
Старшеклассники начинают задумываться о создании семьи. Кажется важным, чтобы молодые люди приняли душой идеи Я.А. Коменского, отраженные в следующих словах: «...у кого дома есть дети, тот может быть уверен, что в доме присутствуют ангелы; всякий, кто обнимает руками маленьких детей, пусть не сомневается, что обнимает ангелов»[5].
Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена «обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию» знания «и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают»[6]. По мнению Я.А. Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему: «умеренности – дети должны есть и пить «сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости»; опрятности – где бы ни находился ребенок, он должен «соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле»; почтительности – с уважением относиться к старшим, словам, действиям; предупредительности – «чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все»; говорить правду – «что есть – то есть, чего нет – того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку»; справедливости – «чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда»; благотворительности – чтобы дети были «приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми»; трудолюбию – «чтобы они привыкли избегать ленивого досуга»; молчанию – должны уметь не только говорить, но и молчать, «где это необходимо: когда говорят другие»; терпению – «чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти»; деликатности (гуманности) и готовности служить старшим – такое воспитание «является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства»; изяществу манер – проявлять к каждому «деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и пр.»; держать себя с достоинством – «во всем вести себя сдержанно и скромно»[7].
Обращение к идеям «Материнской школы» Яна Амоса Коменского может быть прекрасным ресурсом для формирования у старшеклассников позитивных семейных ценностей, в частности ответственного родительства.
Список литературы
1. Коменский, А.Я. Материнская школа/ А.Я.Коменский. – М.: Педагогика,1982. – Т.1. – с.655.
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
[1] Коменский, А.Я. Материнская школа/ А.Я.Коменский. – М.: Педагогика,1982. – Т.1. – С.201.
[2] Там же С.206.
[3] Там же. С.209.
[4]
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
(утв. Указом
Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
[5] Коменский, А.Я. Материнская школа/ А.Я.Коменский. – М.: Педагогика,1982. – Т.1. – С.204.
[6] Коменский, А.Я. Материнская школа/ А.Я.Коменский. – М.: Педагогика,1982. – Т.1. – С.207.
[7] Там же. С.209.