Игровые упражнения
Игровые упражнения
«Создай свой круг»
Цель: выявление общих интересов, создание возможных групп по интересам, расширение профессиональных контактов, установление личностных взаимоотношений.
Продолжительность проведения: 10-15 минут
Проведение:
Очень простое и легкое упражнение, не требующее никакой предварительной работы. Можно проводить в середине занятия в качестве небольшого перерыва для встряски участников – ножки размять.
Все участники становятся в большой круг. Допустим, ведущий начинает, делая шаг вперед и выходя в центр круга со словами: «Я люблю путешествовать». К нему в центр круга выходят те участники, которые тоже любят путешествовать. Они приветствуют друг друга (т.е. пожимают, руки, хлопают по плечу и т.д.).
Участники могут предложить самые разные темы, привязанные к общей теме урока, а могут быть совершенно спонтанными, например:
- Мне нравится группа «Ронетки».
или
- Замуж выходить надо по любви.
и т.д.
«Комплимент»
Цели: сокращение дистанции общения между участниками, научиться говорить и принимать комплименты, развить внимательность на эмоции собеседника.
Время: 10-15 минут.
Проведение:
Обсудить в группе, какого значение комплиментов в жизни каждого человека. Участники встают в круг, рассчитываются на «первый», «второй». «Вторые» номера встают напротив правых «первых» номеров. Если общее количество участников нечетное число, то тренер включается в упражнение – берет себе того человека, кому не хватило пары.
Задание: «первые» номера говорят комплименты «вторым», начиная с фразы: «Ты мне нравишься потому, что...», на что «вторые» номера отвечают «Спасибо, а я еще ...». На это задание отводится 2 минуты. По истечении времени «вторые» номера говорят комплименты по той же схеме, на что «первые» номера отвечают.
В завершении упражнения задайте вопросы:
- Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент или говорить его? Почему?
- Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?
- Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?
- Что вы узнали нового о себе?
«Кот и дом»
Цели: взаимодействие при конфликте интересов, работа в команде, находить себе место в групповой работе.
Материалы: лист бумаги и один фломастер на пару
Время: 30 минут.
Проведение:
Участники делятся на пары. В парах договариваются, кто будет первым, а кто – вторым. Первые номера выходят за дверь вместе с тренером.
- Ваша задача – нарисовать дом. При этом вы должны держать в тайне свое задание.
Затем тренер подходит к группе «вторых номеров» и сообщает, что им необходимо нарисовать кошку, не говоря об этом партнеру. После этого «первые номера» возвращаются в зал.
- Возвращайтесь к своим партнерам. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание.
Завершение упражнения:
После выполнения задания - обсуждение работы в парах, затем в кругу. При обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера: нежелание уступить – или, наоборот, полное подчинение чужому желанию? Удачные варианты решения – нарисовать дом, в котором сидит кошка, дом в виде кошки или кошку в виде дома, но еще лучше – дать партнеру возможность выполнить его задание, а потом сделать свое. Обычно при такой стратегии партнер с радостью дает возможность нарисовать другому задуманное.
Учитель делает вывод: тоже происходит и в семье: каждый делает то, что считает нужным, важно научиться договариваться, слушать и чувствовать друг друга.
«Собери пару»
Цель: показать преимущества сотрудничества и научить договариваться между собой
Оборудование: открытки, разрезанные пополам. Открытки все должны быть разные или по-разному разрезаны. Число их должно быть в 2 раза меньше, чем детей в классе, т.е. каждому достается по 1 кусочку.
Время проведения: 10-20 минут
Ход проведения:
Учитель случайным образом разбивает учащихся на пары. Раздает каждому по 1 кусочку.
Объявляет условие игры:
- Ходить можно только парами, взявшись за руки.
- Можно меняться кусочками с другими парами.
- Можно одновременно меняться только одному человеку из пары.
Учитель объявляет цель игры: каждой паре необходимо собрать открытку.
После сигнала дети вступают в игру. Как только все соберут свои открытки, учитель предлагает сесть парами и начинает обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Ставили ли вы себе цель: как можно быстрее собрать открытку, любыми способами.
- Трудно ли было играть, меняться?
- Какими стратегиями взаимодействия вы пользовались при обмене кусочками (уговоры, ласка, угроза, шантаж, лесть, взаимная выгода и т.д.)?
- Кто был готов отдать свои кусочки?
- Как вы договаривались в паре? Были ли разногласия? Как вы их решали?
Учитель объясняет, что целью данной игры было продемонстрировать важность сотрудничества и умения договариваться.
Учитель строит аналогию: вот так же и в браке, надо уметь договариваться с партнером и с окружающими людьми одновременно.
Примечание: можно выделить 2-3 человека для того, что б они ходили во время игры и наблюдали за игроками, а во время обсуждения спросить их мнение о ходе игры, о методах, которыми пользовались игроки.
«Плюсы и минусы»
Цель: обсуждение темы в малой группе, формирование разностороннего подхода к теме, анализ ситуации.
Время: 10-20 мин.
Материал: ватман, фломастеры, листы бумаги, ручки.
Проведение: учитель разбивает класс на 4 группы.
Двум группам необходимо написать на листках бумаги все плюсы брака, а двум другим – все минусы. После обсуждения представители от групп выступают, все остальные могут задавать вопросы на понимание.
Потом в группах обсуждают, как усилить плюсы и как преодолеть минусы. Результаты работы групп так же заслушиваются.
«Фирменный знак»
Цель: узнать вкусы, мечты, отношение участников
Продолжительность проведения: 10-15минут
Материалы: фломастеры, круг из бумаги
Проведение:
Каждый получает круг из бумаги (размером с тарелку) и фломастер. Нужно изобразить свою будущую семью в виде фирменного знака, девиза, символа и т.д. Затем каждый представляет свой торговый знак. Другие могут задавать дополнительные вопросы.
«Баба-яга»
Цель: взаимодействие, в ходе которого участники делятся своими взглядами по разным темам, развитие навыков работы в группе.
Время: 30 мин.
Материал: каждая группа получает плакат с изображением Бабы-Яги, карточки, кисти, краски, фломастеры, бумагу и т.п.
Проведение:
Учитель рассказывает о Бабе-Яге – чье прозвище, согласно одной из версий, происходит от слова «ягать», т.е. ругаться, что изображается она в виде лохматой, плохо одетой женщины и д.р. и задает участникам вопрос: «Как вы думаете, всегда ли Баба-Яга была такой, если нет, то как дошла до такой жизни?» и предлагает каждой группе написать на одной карточке действия, которые способствуют превращению женщины в Бабу-Ягу, а на другой – выходу из этого состояния. Затем предлагает исправить портрет Бабы-Яги на основе этих рекомендаций. В результате могут быть перерисованы прическа, подрисован макияж, добавлена бижутерия и т.д. После выполнения работ, группы демонстрируют результаты, объясняя, как они видят ситуацию.
После этого учитель проводит аналогию с тем, что брак может изменить характер человека.
«Портрет»
Цель: выяснить представления детей о счастливой/ несчастной семье
Время проведения: 7-12 минут
Оборудование: ватман, фломастеры
Ход проведения:
Учитель разбивает класс случайным образом на группы и дает задание: нарисовать портрет (словесно) счастливой/ несчастной семьи. После обсуждения все группы заслушиваются, учитель фиксирует качественные характеристики на ватмане, подчеркивает и выделяет те характеристики, которые повторяются. После выступления групп подводит итоги, делает выводы.
«Групповой обмен впечатлениями»
Цель: обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах.
Время: 15-20 мин.
Проведение:
Тема, по которой ведется урок, прорабатывается в рабочих группах, например, в четырех (см. рис.). Для подведения итогов участники собираются по одному от каждой группы (всего четыре в каждой вновь образуемой группе). В этих "сборных" представлена информация всех прежних рабочих групп. Члены "сборных" рассказывают о результатах работы своей группы. Подведение итогов завершается выражением благодарности всем присутствующим за активное сотрудничество. После этого общее обсуждение прекращается.
Примечания:
Каждый участник активен. В малочисленных группах слушать гораздо легче, чем на общем обсуждении. Вопросы задаются непосредственно, ответы на них также даются непосредственно и сразу же.
Хотя данный метод и отличается высокой интенсивностью работы, времени он требует не больше, чем обычное общее обсуждение.
«Корреспондент»
Цель: проработка темы урока
Время: 10-15 мин.
Материал: бумага, ручки
Условие: свободное от парт место
Проведение:
Каждому участнику дается по одному вопросу (вопрос должен касаться темы урока), бумагу, ручку. Объясняете детям, что они сейчас должны двигаться в разных направлениях. Цель: выяснить мнение всех участников по данному вопросу.
«Письмо самому себе»
Цель: Систематизировать и «пропустить через себя» произошедшее на уроке (или за курс обучения).
Время: 15 – 20 минут.
Материал: листы бумаги, ручки, конверты с марками
Проведение:
В конце урока учитель предлагает учащимся написать письмо самому себе, в котором они должны описать чему научились на уроке, что из усвоенного и как они хотели бы реализовать на практике. Каждое письмо кладется в конверт, на который наклеивается марка, подписывается адрес, после чего учащиеся обмениваются своими письмами. Прибыв домой, каждый из участников отправляет имеющееся у него письмо по почте.
Вариант:
Письма отправляет учитель, спустя некоторое время после завершения урока (или через какое-то время).