Колыбель ул. Войкова, 13 Иваново, +7 (4932) 334-277
Деятельность Ресурсный центр Нравственные основы семейной жизни: программа для педагога

Нравственные основы семейной жизни: программа для педагога

Телефон горячей линии: (4932) 33 42 77

Нравственные основы 

семейной жизни

 

примерная программа
для учащихся 10-11 классов

 

Издание 2-е, уточненное и дополненное

 

 

 Оглавление

Пояснительная записка

Пособие-хрестоматия: описание

Учебно-тематический план курса

Содержание курса

Литература


Пояснительная записка

Семья представляет собою основной структурный элемент цивилизованного общества: так было с глубокой древности, и так останется впредь.

Актуальной проблемой российского общества является реализация демографической политики: стимуляция деторождения, обеспечение благополучного и здорового детства через позитивное воздействие на поведение людей, в первую очередь молодежи, на принятие правильных, разумных и плодотворных решений в сфере половых отношений, брака, деторождения и воспитания.

Социальная, гражданская, правовая, материально-финансовая, бытовая, психологическая, педагогическая, медико-гигиеническая, интимная и другие стороны семейной жизни весьма существенны и требуют, каждая в свою меру, раскрытия и прояснения для учащихся старших классов. Однако все они уступают по важности нравственной стороне, поскольку именно нравственные начала ведут к созданию семьи, удерживают ее от распада, служат источником супружеского и семейного счастья и отличают семью от внебрачной связи и коммерческого контракта.

В условиях, когда нравственность оказывается под постоянным давлением коммерческих и социальных факторов, разрушительно действующих на личность, семью, нацию и государство, воспитание и укрепление нравственных начал у молодого поколения приобретает первостепенную важность. В подписанной Президентом страны «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» безусловный приоритет отдан семье, развитию государственной семейной политики.

Как отметил П. Астахов, современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке учащихся к семейной жизни. И сами учащиеся старших классов должны стать активными участниками возрождения и укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций.

Об этом же идет речь и в Программе воспитания и социализации обучающихся (ФГОС ООО), направленной на обеспечение их духовно-нрав­ственного развития и воспитания, социализации. Так, на ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся среди важнейших отмечена задача формирования семейной культуры.

По этой причине курс «Нравственных основ семейной жизни» для 10-х – 11-х классов средней школы необходим молодежи в качестве живого и действенного ориентира на рубеже зрелости и самостоятельности.

Цель данного курса: формирование и осознание нравственных принципов в основе половых отношений, брака, деторождения и воспитания детей, позитивного отношения к семейным ценностям.

Задачи данного курса:

  • формирование трезвого и ясного взгляда на равноправие и различие полов, на сопряженные элементы человеческой природы, на нравственные и социальные реалии семейной жизни;
  • укрепление понимания семьи как основы российского общества, как субстрата устойчивого и успешного развития личности;
  •  усвоение и осмысление компонентов полноценного и счастливого брака: любви, нравственной чистоты, взаимного эмоционального притяжения, взаимной верности и ответственности, самоотверженного служения друг другу;
  •  осознание и раскрытие значимости создания новой жизни, функции семьи в совершении этого подвига, нравственных и педагогических основ материнства и отцовства, гармоничных отношений между поколениями;
  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи, настоящей и будущей. 

Программа «Нравственные основы семейной жизни» направлена на развитие у обучающихся личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах отношений между лицами противоположного пола, подготовки к браку и бракосочетания, супружеских отношений и устройства семейной жизни, рождения и воспитания детей, избегания и разрешения социальных, внутрисемейных, и педагогических конфликтов.

Главными принципами построения программы являются аксиологический принцип, и принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Планируемые результаты программы данного курса за счет усвоения преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений состоят в оздоровлении нравственного климата молодежной среды, распространении нравственно-безупречного и ответственного поведения, стимуляции брака, укреплении семьи, росте рождаемости и совершенствовании семейного воспитания, устранении предрассудков и заблуждений в указанных областях.

Программа рассчитана на 2 года (34 часа); она включает в себя четыре раздела, каждый из которых состоит из нескольких логически выстроенных тематических блоков. Педагогу предлагается разнообразные варианты занятий, объединенных общей темой. Учебно-тематическое планирование выстроено с учетом особенностей возрастного периода в каждый год обучения.

Программа сопровождается пособием-хрестоматией и контрольными (итоговыми) заданиями, составленными на базе художественных и публицистических произведений, живописных репродукций, исторических и религиозных памятников различных конфессий и эпох.

Состав и использование пособия-хрестоматии описаны ниже в особом разделе. Контрольные задания, которые также могут быть использованы для итоговой аттестации, представляют собою краткие стихотворные или прозаические отрывки, предваряемые открытыми вопросами по их содержанию в связи с изучаемой тематикой. Всего имеется 32 таких задания.

Широта охватываемой тематики, состав и количество материалов хрестоматии и заданий, вполне достаточны для преподавания курса даже при двух-трехкратном увеличении объема отведенных часов.

Представленные тематические блоки позволяют достичь поставленной цели обучения, предусматривая отличные от урока формы занятий: семинары, игры, просмотр и обсуждение графических и видео-материалов, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и другие.

Материалы хрестоматии и контрольных (итоговых) заданий позволяет учителю поддерживать обратную связь с учащимися как в аудитории, так и путем самостоятельной домашней работы.

Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др., как из прилагаемого пособия-хрестоматии, так и дополнительных, по самостоятельному выбору педагога.

В проведении занятий могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, духовенство, журналисты, сотрудники правоохранительных органов, врачи, выпускники школы и др.

Важное место в программе курса уделено проектной и творческой деятельности учащихся (исследовательские проекты, эссе), а также ситуационно-ролевым играм.

Занятия могут проводиться один раз в две недели или укрупненными блоками, например, по темам. Возможно проведение занятий вне школы: в музеях, библиотеке и т.д. Некоторые темы могут предусматривать раздельную аудитории; в таком случае необходимо, чтобы занятие с юношами проводил мужчина, а с девушками – женщина.

В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в различных формах (реферат, зачет, конференция, защита проекта и т.д.).

К данному документу прилагаются следующие материалы, размещенные в папках «для педагога» и «для педагога и учащихся»:

  • пособие-хрестоматия с материалами к ней;
  • контрольные (итоговые) задания;
  • методическое руководство по ситуационно-ролевым играм, рекомендованным к проведению в аудитории;
  • дополнения к данной пояснительной записке (методические и учебно-вспомогательные материалы).

Знаком * в содержании курса обозначены разделы и вопросы, предоставляемые выбору педагога.

 

Пособие-хрестоматия: описание

Пособие-хрестоматия по курсу «Нравственных основ семейной жизни» представляет собою электронный документ, содержащий ссылки на учебные материалы различного рода и формата в следующем составе:

  • художественные произведения в прозе и отрывки из них – 13
  • другие произведения в прозе (публицистика, эссе и пр.) – 15
  • стихотворения и поэмы – 6
  • репродукции картин – 34
  •  видео-сюжеты – 5
  • всего 73 наименования.

Отрывки, авторство которых не указано, принадлежат разработчикам данной программы. Некоторые произведения по необходимости поданы в сокращении или в отрывках, дабы позволить аудиторную работу с ними при ограниченном объеме часов; полезно, однако, поощрять интерес учащихся к чтению их полностью.

Пособие организовано строго по программе курса. Каждая тема открывается отрывком из программы с кратким изложением содержания и предметов для обсуждения; затем следуют задания по данной теме. Всего в пособии 63 задания (5 или 6 на каждую из 11 тем программы).

Каждое задание начинается с одной или двух ссылок на материалы хрестоматии. При активации ссылки на экране компьютера отрывается окно с текстом, репродукцией или видео-экраном, причем одновременно может быть открыто любое число таких окон. Вслед за этим перечисляются вопросы к данному материалу (материалам).

Все вопросы носят дискуссионный, проблемный характер; ответы на них как правило не могут сводиться к однозначным формулировкам; напоминание об этом («обдумайте», «обсудите») особо присутствует в наиболее широких вопросах. Некоторые из вопросов требуют выявления тех или иных сходных или контрастных особенностей в предлагаемых материалах, о чём в них и сказано («сравните», «сопоставьте»).

Общее число вопросов в пособии  (250) достаточно для преподавания курса, однако педагог имеет полную возможность сформулировать и обсудить с учащимися любые другие вопросы по предложенным материалам.

Если учащиеся не имеют доступа к пособию, то педагогу следует прочесть в аудитории выбранный текстовый материал и/или показать на проекционном экране репродукцию картины или видео-сюжет, после чего задавать учащимся вопросы к ним, содействуя возникающему обсуждению и направляя его в сторону освоения и закрепления нравственных ценностей. Видео-сюжеты, продолжительность которых не превышает нескольких минут, можно просматривать несколько раз для лучшего первоначального восприятия или по ходу дискуссии.

Желательно, однако, чтобы каждый учащийся получил в свое распоряжение копию пособия (в составе папки «Для учащихся») на своем домашнем или портативном компьютере. В таком случае педагог имеет широкий выбор возможностей для работы с пособием, например:

  • предложить всем учащимся подготовить ответы на избранные вопросы (или все вопросы) к данному заданию;
  • предложить каждый вопрос задания одному из учащихся (по их желанию и способностям), с тем, чтобы остальная аудитория оппонировала подготовленным ими ответам-докладам;
  • предложить некоторые вопросы двоим учащимся с противоположными или несовпадающими мнениями (высказанными заранее), с тем, чтобы остальная аудитория выслушала и обсудила представленные ими ответы-доклады;
  •  и т. п.

Задача педагога – стимулировать самостоятельное мышление учащихся, способность к конструктивному обсуждению важных предметов, направляя их при этом к развитию нравственного чувства, к позитивному восприятию здорового образа жизни и мысли.


Учебно-тематический план курса

Название раздела, темы

Кол-во часов

Метапредметные

результаты

10 класс

– формирование понятий о равноправии и различии полов – физическом, душевном, социальном, – об их взаимодополняющей функции;

– формирование ясного понятия о единстве половой и супружеской жизни человека, о нравственных принципах в основании половых отношений и губительности пренебрежения ими;

– формирование представления о двух жизненных путях человека – семейном и безбрачном;

– формирование представлений о значении семьи для успешного развития личности;

– усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любви, верности, ответственности, служении друг другу, заботе о духовной и эмоциональной близости, внимании к своим недостаткам и искоренении их.

Раздел I.
Мужчина, женщина, брак

Тема 1. Природа пола: различие и сочетание

Тема 2. В единстве души
и тела

3

3

 

Раздел II.
Найти, создать, укрепить

Тема 3. По дороге к браку

Тема 4. На всю жизнь

Тема 5. Друг для друга

4

3

3

Итоговое занятие

1

Итого

17

11 класс

– формирование ясного понятия о начале жизни человека через зачатие, о жертвенном подвиге материнства и отцовства;

– формирование представлений об принципах и средствах воспитания детей и отношений между поколениями в семье;

– формирование психологического климата в семье, опыта заботы о социально-психоло­гическом благополучии своей семьи;

– усвоение правовых, духовных и основ семейной жизни, принципа постоянства брака;

– знание духовных и культурно-исторических традиций, связанных с браком и семейной жизнью:

– укрепление отношения к семье как основе российского общества.

Раздел III.
Родительский подвиг любви

Тема 6. Дар творения

Тема 7. Молодые родители

Тема 8. Связь поколений

2

3

3

Раздел IV.
Семья, общество, нация

Тема 9. Бракосочетание:
закон, вера, традиция

Тема 10. Семейный очаг

Тема 11. Семья и государство

3

3

2

Итоговое занятие

1

Итого

17


Содержание курса

10 класс

Раздел I. Мужчина, женщина, брак

Тема 1. Природа пола: различие и сочетание

Пол в животном мире и в человеческом обществе. Мужчина и женщина в разных жизненных сферах. Равноправие полов перед Богом и перед законом. Различие между мужской и женской природой, между мужчиной и женщиной ─ физическое, душевное, социальное. Взаимодополнение мужской и женской природы.

* Мужественность и женственность

Предметы для обсуждения: Исчезают ли мужчины? // Исчезают ли женщины? // «Мужские» виды спорта – для женщин? «За» и «против».

Предметы для проектной деятельности: «Мужские» и «женские» профессии // Женщины в Вооруженных Силах различных государств.

Ситуационно-ролевая игра: «Внимание! На капитанском мостике – женщина!»

Эссе: «Кодекс настоящего мужчины» (для девушек). «Кодекс настоящей женщины» (для юношей).

Тема 2. В единстве души и тела

Брак – добровольное и пожизненное соединение мужчины и женщины, новое живое существо, возникшее из двух, ранее независимых личностей. Свободный выбор между браком и безбрачием. Нравственные принципы брака: нерушимость, верность, ответственность, взаимное служение. Интимная близость – телесный, эмоциональный, психологический фундамент брачного единения.

* Близость в браке и вне брака

Предметы для обсуждения: Человек или животное, семья или хлев? // Утрата человеческого достоинства во внебрачной половой связи // Если украсть из брака интимную близость…?

Предметы для проектной деятельности: Брачный стандарт в Книге Бытия // Исторические пути распада и возрождения брака // Последствия внебрачных связей.

Эссе: Существует ли «современная» нравственность? // Мешает ли нравственность моей свободе?

Раздел II. Найти, создать, укрепить

Тема 3. По дороге к браку

Нравственная чистота как образ мысли и образ жизни. Этикет социальных и личных отношений: дать ход эмоциям, или взять над ними власть? Влюбленность – чувственный порыв, путеводная нить к браку. Необходимо ли чувство? Достаточно ли чувства? Мотивы вступления в брак. Соображения «за» и «против», внутренние и внешние.

* «Вторая половинка»: выбрать или стать?

Предметы для обсуждения: Что значит «мой парень» («моя девушка»)? // Есть ли разница между выбором мужа (жены) и выбором профессии, квартиры, пары обуви? // Можно ли стать для кого-то «второй половинкой», или это определено заранее?

Предметы для проектной деятельности: Из истории брачных обычаев // Когда за нас решают старшие // Когда за нас решают деньги // Почему у рабов не могло быть брака?

Ситуационно-ролевая игра: «Помогаем – или мешаем? – выбрать спутника жизни».

Эссе: Достоинство женщины: утверждаю, признаю или отвергаю? // Возможен ли мгновенный брак по влюбленности с первого взгляда? // «За мной ухаживают двое» (для девушек). «За моей девушкой ухаживает кто-то другой» (для юношей).

Тема 4. На всю жизнь

Вступление в брак напоминает уход добровольцев на фронт: чувства и рассудок уступают место подвигу самоотдачи. Влюбленность ведет к браку; любовь – это само существо брака. Христиане называют семью «малой Церковью», потому что Св. Писание ставит знак равенства между Богом и любовью. Когда жених и невеста становятся мужем и женою, они получают возможность превратить свою влюбленность в любовь.

* Что же это такое – любовь?

Предметы для обсуждения: Любить – значит ломать себя? // Любить – значить потерять себя? // Любить – значит найти себя? // «Полюбил, женился, разлюбил, развелся» – норма, неудача, уродство, преступление?...

Предметы для проектной деятельности: Что такое любовь в христианском понимании // Как много может спрятаться за одним словом «любовь» (на примерах из литературы).

Эссе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13) // «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…» (1Кор. 13:4-5).

Тема 5. Друг для друга

Залог успеха семейной жизни, ключ к супружескому счастью – верность. Верность не только друг другу, но и взятому курсу на новую жизнь, верность своей любви. А любовь – это подвиг свободной воли. Значит, себя надо не «терять», а находить, не «ломать», а чинить в согласии с нравственными принципами. Пугало «несовместимости».

* Победа над эгоизмом

Предметы для обсуждения: Кто и что мешает счастью молодоженов? // Чем бывает недоволен муж? Чем бывает недовольна жена? // Что хорошего всегда можно сделать друг для друга? // «Ревнует – значит, любит»: верная ли это мысль?

Предметы для проектной деятельности: Верность и вера // Порок эгоизма: как его преодолеть? // Эгоизм и доброта; эгоизм и терпение; эгоизм и сострадание (на примерах из кино и литературы).

Ситуационно-ролевая игра: «Если бы я был ангелом: как помочь близким людям в момент семейного конфликта?»

Эссе: Если чувство исчезает – можно ли его оживить и спасти любовью? // «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…» (Рим.15:2)

Итоговое занятие. Защита проектов

11 класс

Раздел III. Родительский подвиг любви

Тема 6. Дар творения

«Дети родятся от любви»: помимо физического, у этой фразы есть глубокий нравственный смысл. Любовь несет в себе силу и способность к творению, и в семье происходит величайшее из всех возможных дел творения – творение новой личности. Говорит наука: зачатие – начало нового человека. Дар деторождения дан супругам как залог родительского счастья.

* Таинство новой жизни

Предметы для обсуждения: «Нам лучше без детей…» // Высшая ценность человеческой жизни // Для кого рождаются дети: для Бога? Для страны? Для нас? // Усыновление: не та мать, что родила, а та, что вскормила.

Предметы для проектной деятельности: Миф о «перенаселении планеты» // Как менялось и меняется население нашей страны // Отношение к детенышам в мире животных (примеры).

Эссе: В чем нравственный смысл заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28)? // Чем лучше живут – тем хуже родятся дети: правда ли это?

Тема 7. Молодые родители

Беременность: девять месяцев испытания для обоих родителей и для ребенка. Новые нравственные задачи, новая мера ответственности, новый источник любви. «Реализовать себя в детях» – значит передать им всё доброе, что имеешь, и оградить их (и освободиться самому) от всего злого. Принцип воспитания: учиться вместе с детьми. Метод воспитания: личный пример.

* Молодо – не зелено!

Предметы для обсуждения: «Мы еще слишком молоды …» // Возможно ли воспитание до появления на свет? // Доброта или злоба? Строгость или равнодушие? // Если ребенку во всём потакают… // Наказание: возмездие или обучение?

Предметы для проектной деятельности: Выдающиеся достижения – научные, культурные, военные – очень молодых людей (исторические примеры) // Как медицина и гигиена изменили жизнь матери новорожденного (по историческим сведениям) // Каталог Интернет-ресурсов для молодых родителей.

Эссе: «Когда я был(а) маленьким(-ой)…»: воспоминания юноши (девушки) в помощь родителям и воспитателям.

Тема 8. Связь поколений

В материнской утробе ребенка связывает с матерью пуповина: в момент рождения пуповину перерезают. Затем его соединяет с родителями «пуповина» подчинения; в день совершеннолетия она исчезает. Чтобы не исчезла связь поколений, ее надо заранее перестроить на новых, нравственных основаниях взаимного уважения, доверия, ответственности, заботы, сострадания, любви… Забота об этом лежит на старших и на младших.

* Семья взрослеет

Предметы для обсуждения: Путь за порогом детства: кто принимает решения? // Что такое инфантилизм // Под одной крышей с родителями: «за» и «против» // Воспитание детей: в единодушии или в конкурентной борьбе?

Предметы для проектной деятельности: История и уроки нашей семьи // Пятая Заповедь Синайского законодательства // Этикет семейного общения: этно-культурные и историче примеры.

Ситуационно-ролевая игра: «Бабушка воспитывает внуков: кто воспитает бабушку?»

Эссе: Как сделать, чтобы дети и родители не ссорились? // Если бы молодость знала, если бы старость могла…

Раздел IV. Семья, общество, нация

Тема 9. Бракосочетание: закон, вера, традиция

Нет двух разных браков – но есть две формы скрепления брака, гражданская и религиозная (церковная). Формы эти различаются между эпохами и народами, но принцип остается тем же: высочайшее значение – личное, общественное и религиозное –придается супружескому счастью, нерушимости брака и благополучию семьи. Это отражено и закреплено в обрядах и традициях бракосочетания.

* Шаг в будущее

Предметы для обсуждения: Помолвка, обручение, свадьба // Гражданский брак и «гражданский брак» // Значение свадебной церемонии для становления семейных ценностей // Венчание в церкви: кому и зачем? // Если семья болеет – чем и как помочь?

Предметы для проектной деятельности: Свадебные обряды в истории народов нашей страны // Свадьба в произведениях литературы и искусства (примеры) // Бракосочетание в религиозных традициях народов мира // Содержание и символизм венчания.

Ситуационно-ролевая игра: «Мы хотим широкую свадьбу! – А мы не хотим…»

Эссе: Письмо моему сыну (дочери) накануне его (ее) свадьбы.

Тема 10. Семейный очаг

Каждая семья – это микрокосмос, живущий особой жизнью. Переступая порог своего дома, каждый член семьи, и взрослый, и ребенок, должен ясно осознавать: это иной мир. Иной прежде всего в том, что мир этот добрый, справедливый и разумный, что здесь правит любовь. И родители отвечают за целостность и исполнение семейного закона.

* Мир нашему дому

Предметы для обсуждения: «У всех так – а у нас не так!» // Как понимать права и обязанности в семье // Бытовая эстетика // Вместе трудимся, вместе отдыхаем // Как организовать общий досуг // Здоровый образ жизни // Деструктивные формы досуга // Зависимости – угроза семье // Семейные ресурсы и сбережения // Семейный бюджет – общая забота // Семья и профессия.

Предметы для проектной деятельности: Плюсы и минусы компьютерных игр // Социальные сети: загубленное время // Заработок для старшеклассника (обзор возможностей) // Каталог Интернет-ресурсов для старшеклассников.

Ситуационно-ролевая игра: «Хочу, хочу! У всех есть, а у меня нету! Дайте денег!»

Эссе: Рабы Интернета // Больше денег – хуже жизнь: так бывает?

Тема 11. Семья и государство

Семья связана множеством нитей с обществом и государством; самые главные из них определяются государственными законами. Законы предоставляют материальную помощь семьям, юридические гарантии на особые случаи. Требования закона ограничивают независимость семьи в интересах граждан, особенно детей. Семейный Кодекс РФ.

* Воспитать правовое сознание

Предметы для обсуждения: Юридическая сторона прав и обязанностей в семье // Помощь семьям со стороны государства, в том числе молодым и многодетным // Общественные организации в помощь семье // Усыновление // Защита благополучия и интересов детей // Катастрофа развода и ее последствия.

Предметы для проектной деятельности: Каталог юридических ресурсов Интернета для молодой семьи // Какие пособия и льготы предоставляются сегодня семьям с детьми // Насилие в семье и ответственность за него //

Эссе: Незнание закона не освобождает от ответственности (случаи из жизни).

Итоговое занятие. Защита проектов

    

Литература

1.       Балашов Н., протоиерей. Этика пола. Доклад на конференции «Учение Церкви о человеке». М, 2001 г.

2.       Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999.

3.       Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право. Уч. Пособие. М.,2002.

4.       Зеньковский В.В., прот. Психология детства. М., 1996

5.       Любовь в письмах великих людей. – М.: Эксмо, 2011.

6.       Макарий (Маркиш), иеромонах. Уроки любви. – М.: 2008.

7.       Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. Самара, 2006.

8.       Основы Социальной концепции РПЦ //// ИБ ОВЦС Московского Патриархата

9.       Семейный Кодекс РФ (последняя редакция).

10. Семья – малая церковь. // Авторы– составители Б.Н. Кузык, Л.И. Литвин. – Днепропетровск, 2011

11. Телеповы М. и Н. Поговорим о супружеском счастье. Пенза, 2003.

12. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Учебно-методический комплекс. Смоленск, 2008.

13. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 1998.

 

pornx teenpornolarim.com raj sex video download teluguheroinesex indianfuck.org malluxnxxvideos hentai site free mobhentai.com card captor hentai majuu jouka shoujo utea freejavonline.mobi 自画撮り オナニー choda chodi sex video hindixxxvideo.com school girl pron xxx hot sex movies hindipornblog.com virgin teen sex videos سكس مصري فلاحة arabsgat.com مكالمات سخان صوره بنات سكس gonzoxxx.pro افلام اباحيه للكبار سكس معلمه teenpornwatch.net سكس مترجم مشاهير ネットでav応募→av体験撮影 422 javshare.pro 射精してもず~っと鼓膜を犯し続ける誘惑ささやき中年オヤジ狩り抜かずの密着プレスお姉さん 篠田ゆう hindi xxx book negozioporno.com tamil latest sex stories mias tool hentaibro.com 岳母家的刺激生活 daisanshou hentaichaos.com ero life 高橋しょう子 vr javplay.pro 口便器 سكس مشاهير مصريه cephalokal.com سكس محجبات مصر