Нравственные основы семейной жизни: программа для педагога
Нравственные основы
семейной жизни
примерная программа
для учащихся 10-11 классов
Издание 2-е, уточненное и дополненное
Оглавление
Учебно-тематический план курса
Пояснительная записка
Семья представляет собою основной структурный элемент цивилизованного общества: так было с глубокой древности, и так останется впредь.
Актуальной проблемой российского общества является реализация демографической политики: стимуляция деторождения, обеспечение благополучного и здорового детства через позитивное воздействие на поведение людей, в первую очередь молодежи, на принятие правильных, разумных и плодотворных решений в сфере половых отношений, брака, деторождения и воспитания.
Социальная, гражданская, правовая, материально-финансовая, бытовая, психологическая, педагогическая, медико-гигиеническая, интимная и другие стороны семейной жизни весьма существенны и требуют, каждая в свою меру, раскрытия и прояснения для учащихся старших классов. Однако все они уступают по важности нравственной стороне, поскольку именно нравственные начала ведут к созданию семьи, удерживают ее от распада, служат источником супружеского и семейного счастья и отличают семью от внебрачной связи и коммерческого контракта.
В условиях, когда нравственность оказывается под постоянным давлением коммерческих и социальных факторов, разрушительно действующих на личность, семью, нацию и государство, воспитание и укрепление нравственных начал у молодого поколения приобретает первостепенную важность. В подписанной Президентом страны «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» безусловный приоритет отдан семье, развитию государственной семейной политики.
Как отметил П. Астахов, современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке учащихся к семейной жизни. И сами учащиеся старших классов должны стать активными участниками возрождения и укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций.
Об этом же идет речь и в Программе воспитания и социализации обучающихся (ФГОС ООО), направленной на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации. Так, на ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся среди важнейших отмечена задача формирования семейной культуры.
По этой причине курс «Нравственных основ семейной жизни» для 10-х – 11-х классов средней школы необходим молодежи в качестве живого и действенного ориентира на рубеже зрелости и самостоятельности.
Цель данного курса: формирование и осознание нравственных принципов в основе половых отношений, брака, деторождения и воспитания детей, позитивного отношения к семейным ценностям.
Задачи данного курса:
- формирование трезвого и ясного взгляда на равноправие и различие полов, на сопряженные элементы человеческой природы, на нравственные и социальные реалии семейной жизни;
- укрепление понимания семьи как основы российского общества, как субстрата устойчивого и успешного развития личности;
- усвоение и осмысление компонентов полноценного и счастливого брака: любви, нравственной чистоты, взаимного эмоционального притяжения, взаимной верности и ответственности, самоотверженного служения друг другу;
- осознание и раскрытие значимости создания новой жизни, функции семьи в совершении этого подвига, нравственных и педагогических основ материнства и отцовства, гармоничных отношений между поколениями;
- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи, настоящей и будущей.
Программа «Нравственные основы семейной жизни» направлена на развитие у обучающихся личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах отношений между лицами противоположного пола, подготовки к браку и бракосочетания, супружеских отношений и устройства семейной жизни, рождения и воспитания детей, избегания и разрешения социальных, внутрисемейных, и педагогических конфликтов.
Главными принципами построения программы являются аксиологический принцип, и принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Планируемые результаты программы данного курса за счет усвоения преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений состоят в оздоровлении нравственного климата молодежной среды, распространении нравственно-безупречного и ответственного поведения, стимуляции брака, укреплении семьи, росте рождаемости и совершенствовании семейного воспитания, устранении предрассудков и заблуждений в указанных областях.
Программа рассчитана на 2 года (34 часа); она включает в себя четыре раздела, каждый из которых состоит из нескольких логически выстроенных тематических блоков. Педагогу предлагается разнообразные варианты занятий, объединенных общей темой. Учебно-тематическое планирование выстроено с учетом особенностей возрастного периода в каждый год обучения.
Программа сопровождается пособием-хрестоматией и контрольными (итоговыми) заданиями, составленными на базе художественных и публицистических произведений, живописных репродукций, исторических и религиозных памятников различных конфессий и эпох.
Состав и использование пособия-хрестоматии описаны ниже в особом разделе. Контрольные задания, которые также могут быть использованы для итоговой аттестации, представляют собою краткие стихотворные или прозаические отрывки, предваряемые открытыми вопросами по их содержанию в связи с изучаемой тематикой. Всего имеется 32 таких задания.
Широта охватываемой тематики, состав и количество материалов хрестоматии и заданий, вполне достаточны для преподавания курса даже при двух-трехкратном увеличении объема отведенных часов.
Представленные тематические блоки позволяют достичь поставленной цели обучения, предусматривая отличные от урока формы занятий: семинары, игры, просмотр и обсуждение графических и видео-материалов, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и другие.
Материалы хрестоматии и контрольных (итоговых) заданий позволяет учителю поддерживать обратную связь с учащимися как в аудитории, так и путем самостоятельной домашней работы.
Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др., как из прилагаемого пособия-хрестоматии, так и дополнительных, по самостоятельному выбору педагога.
В проведении занятий могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, духовенство, журналисты, сотрудники правоохранительных органов, врачи, выпускники школы и др.
Важное место в программе курса уделено проектной и творческой деятельности учащихся (исследовательские проекты, эссе), а также ситуационно-ролевым играм.
Занятия могут проводиться один раз в две недели или укрупненными блоками, например, по темам. Возможно проведение занятий вне школы: в музеях, библиотеке и т.д. Некоторые темы могут предусматривать раздельную аудитории; в таком случае необходимо, чтобы занятие с юношами проводил мужчина, а с девушками – женщина.
В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в различных формах (реферат, зачет, конференция, защита проекта и т.д.).
К данному документу прилагаются следующие материалы, размещенные в папках «для педагога» и «для педагога и учащихся»:
- пособие-хрестоматия с материалами к ней;
- контрольные (итоговые) задания;
- методическое руководство по ситуационно-ролевым играм, рекомендованным к проведению в аудитории;
- дополнения к данной пояснительной записке (методические и учебно-вспомогательные материалы).
Знаком * в содержании курса обозначены разделы и вопросы, предоставляемые выбору педагога.
Пособие-хрестоматия: описание
Пособие-хрестоматия по курсу «Нравственных основ семейной жизни» представляет собою электронный документ, содержащий ссылки на учебные материалы различного рода и формата в следующем составе:
- художественные произведения в прозе и отрывки из них – 13
- другие произведения в прозе (публицистика, эссе и пр.) – 15
- стихотворения и поэмы – 6
- репродукции картин – 34
- видео-сюжеты – 5
- всего 73 наименования.
Отрывки, авторство которых не указано, принадлежат разработчикам данной программы. Некоторые произведения по необходимости поданы в сокращении или в отрывках, дабы позволить аудиторную работу с ними при ограниченном объеме часов; полезно, однако, поощрять интерес учащихся к чтению их полностью.
Пособие организовано строго по программе курса. Каждая тема открывается отрывком из программы с кратким изложением содержания и предметов для обсуждения; затем следуют задания по данной теме. Всего в пособии 63 задания (5 или 6 на каждую из 11 тем программы).
Каждое задание начинается с одной или двух ссылок на материалы хрестоматии. При активации ссылки на экране компьютера отрывается окно с текстом, репродукцией или видео-экраном, причем одновременно может быть открыто любое число таких окон. Вслед за этим перечисляются вопросы к данному материалу (материалам).
Все вопросы носят дискуссионный, проблемный характер; ответы на них как правило не могут сводиться к однозначным формулировкам; напоминание об этом («обдумайте», «обсудите») особо присутствует в наиболее широких вопросах. Некоторые из вопросов требуют выявления тех или иных сходных или контрастных особенностей в предлагаемых материалах, о чём в них и сказано («сравните», «сопоставьте»).
Общее число вопросов в пособии (250) достаточно для преподавания курса, однако педагог имеет полную возможность сформулировать и обсудить с учащимися любые другие вопросы по предложенным материалам.
Если учащиеся не имеют доступа к пособию, то педагогу следует прочесть в аудитории выбранный текстовый материал и/или показать на проекционном экране репродукцию картины или видео-сюжет, после чего задавать учащимся вопросы к ним, содействуя возникающему обсуждению и направляя его в сторону освоения и закрепления нравственных ценностей. Видео-сюжеты, продолжительность которых не превышает нескольких минут, можно просматривать несколько раз для лучшего первоначального восприятия или по ходу дискуссии.
Желательно, однако, чтобы каждый учащийся получил в свое распоряжение копию пособия (в составе папки «Для учащихся») на своем домашнем или портативном компьютере. В таком случае педагог имеет широкий выбор возможностей для работы с пособием, например:
- предложить всем учащимся подготовить ответы на избранные вопросы (или все вопросы) к данному заданию;
- предложить каждый вопрос задания одному из учащихся (по их желанию и способностям), с тем, чтобы остальная аудитория оппонировала подготовленным ими ответам-докладам;
- предложить некоторые вопросы двоим учащимся с противоположными или несовпадающими мнениями (высказанными заранее), с тем, чтобы остальная аудитория выслушала и обсудила представленные ими ответы-доклады;
- и т. п.
Задача педагога – стимулировать самостоятельное мышление учащихся, способность к конструктивному обсуждению важных предметов, направляя их при этом к развитию нравственного чувства, к позитивному восприятию здорового образа жизни и мысли.
Учебно-тематический план курса
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Метапредметные результаты |
10 класс |
– формирование понятий о равноправии и различии полов – физическом, душевном, социальном, – об их взаимодополняющей функции; – формирование ясного понятия о единстве половой и супружеской жизни человека, о нравственных принципах в основании половых отношений и губительности пренебрежения ими; – формирование представления о двух жизненных путях человека – семейном и безбрачном; – формирование представлений о значении семьи для успешного развития личности; – усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любви, верности, ответственности, служении друг другу, заботе о духовной и эмоциональной близости, внимании к своим недостаткам и искоренении их. |
|
Раздел I. Тема 1. Природа пола: различие и сочетание
Тема 2. В единстве души |
3
3
|
|
Раздел II. Тема 3. По дороге к браку Тема 4. На всю жизнь Тема 5. Друг для друга |
4 3 3 |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
17 |
|
11 класс |
– формирование ясного понятия о начале жизни человека через зачатие, о жертвенном подвиге материнства и отцовства; – формирование представлений об принципах и средствах воспитания детей и отношений между поколениями в семье; – формирование психологического климата в семье, опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи; – усвоение правовых, духовных и основ семейной жизни, принципа постоянства брака; – знание духовных и культурно-исторических традиций, связанных с браком и семейной жизнью: – укрепление отношения к семье как основе российского общества. |
|
Раздел III. Тема 6. Дар творения Тема 7. Молодые родители Тема 8. Связь поколений |
2 3 3 |
|
Раздел IV.
Тема 9. Бракосочетание: Тема 10. Семейный очаг Тема 11. Семья и государство |
3 3 2 |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
17 |
Содержание курса
10 класс
Раздел I. Мужчина, женщина, брак
Тема 1. Природа пола: различие и сочетание
Пол в животном мире и в человеческом обществе. Мужчина и женщина в разных жизненных сферах. Равноправие полов перед Богом и перед законом. Различие между мужской и женской природой, между мужчиной и женщиной ─ физическое, душевное, социальное. Взаимодополнение мужской и женской природы.
* Мужественность и женственность
Предметы для обсуждения: Исчезают ли мужчины? // Исчезают ли женщины? // «Мужские» виды спорта – для женщин? «За» и «против».
Предметы для проектной деятельности: «Мужские» и «женские» профессии // Женщины в Вооруженных Силах различных государств.
Ситуационно-ролевая игра: «Внимание! На капитанском мостике – женщина!»
Эссе: «Кодекс настоящего мужчины» (для девушек). «Кодекс настоящей женщины» (для юношей).
Тема 2. В единстве души и тела
Брак – добровольное и пожизненное соединение мужчины и женщины, новое живое существо, возникшее из двух, ранее независимых личностей. Свободный выбор между браком и безбрачием. Нравственные принципы брака: нерушимость, верность, ответственность, взаимное служение. Интимная близость – телесный, эмоциональный, психологический фундамент брачного единения.
* Близость в браке и вне брака
Предметы для обсуждения: Человек или животное, семья или хлев? // Утрата человеческого достоинства во внебрачной половой связи // Если украсть из брака интимную близость…?
Предметы для проектной деятельности: Брачный стандарт в Книге Бытия // Исторические пути распада и возрождения брака // Последствия внебрачных связей.
Эссе: Существует ли «современная» нравственность? // Мешает ли нравственность моей свободе?
Раздел II. Найти, создать, укрепить
Тема 3. По дороге к браку
Нравственная чистота как образ мысли и образ жизни. Этикет социальных и личных отношений: дать ход эмоциям, или взять над ними власть? Влюбленность – чувственный порыв, путеводная нить к браку. Необходимо ли чувство? Достаточно ли чувства? Мотивы вступления в брак. Соображения «за» и «против», внутренние и внешние.
* «Вторая половинка»: выбрать или стать?
Предметы для обсуждения: Что значит «мой парень» («моя девушка»)? // Есть ли разница между выбором мужа (жены) и выбором профессии, квартиры, пары обуви? // Можно ли стать для кого-то «второй половинкой», или это определено заранее?
Предметы для проектной деятельности: Из истории брачных обычаев // Когда за нас решают старшие // Когда за нас решают деньги // Почему у рабов не могло быть брака?
Ситуационно-ролевая игра: «Помогаем – или мешаем? – выбрать спутника жизни».
Эссе: Достоинство женщины: утверждаю, признаю или отвергаю? // Возможен ли мгновенный брак по влюбленности с первого взгляда? // «За мной ухаживают двое» (для девушек). «За моей девушкой ухаживает кто-то другой» (для юношей).
Тема 4. На всю жизнь
Вступление в брак напоминает уход добровольцев на фронт: чувства и рассудок уступают место подвигу самоотдачи. Влюбленность ведет к браку; любовь – это само существо брака. Христиане называют семью «малой Церковью», потому что Св. Писание ставит знак равенства между Богом и любовью. Когда жених и невеста становятся мужем и женою, они получают возможность превратить свою влюбленность в любовь.
* Что же это такое – любовь?
Предметы для обсуждения: Любить – значит ломать себя? // Любить – значить потерять себя? // Любить – значит найти себя? // «Полюбил, женился, разлюбил, развелся» – норма, неудача, уродство, преступление?...
Предметы для проектной деятельности: Что такое любовь в христианском понимании // Как много может спрятаться за одним словом «любовь» (на примерах из литературы).
Эссе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13) // «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…» (1Кор. 13:4-5).
Тема 5. Друг для друга
Залог успеха семейной жизни, ключ к супружескому счастью – верность. Верность не только друг другу, но и взятому курсу на новую жизнь, верность своей любви. А любовь – это подвиг свободной воли. Значит, себя надо не «терять», а находить, не «ломать», а чинить в согласии с нравственными принципами. Пугало «несовместимости».
* Победа над эгоизмом
Предметы для обсуждения: Кто и что мешает счастью молодоженов? // Чем бывает недоволен муж? Чем бывает недовольна жена? // Что хорошего всегда можно сделать друг для друга? // «Ревнует – значит, любит»: верная ли это мысль?
Предметы для проектной деятельности: Верность и вера // Порок эгоизма: как его преодолеть? // Эгоизм и доброта; эгоизм и терпение; эгоизм и сострадание (на примерах из кино и литературы).
Ситуационно-ролевая игра: «Если бы я был ангелом: как помочь близким людям в момент семейного конфликта?»
Эссе: Если чувство исчезает – можно ли его оживить и спасти любовью? // «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…» (Рим.15:2)
Итоговое занятие. Защита проектов
11 класс
Раздел III. Родительский подвиг любви
Тема 6. Дар творения
«Дети родятся от любви»: помимо физического, у этой фразы есть глубокий нравственный смысл. Любовь несет в себе силу и способность к творению, и в семье происходит величайшее из всех возможных дел творения – творение новой личности. Говорит наука: зачатие – начало нового человека. Дар деторождения дан супругам как залог родительского счастья.
* Таинство новой жизни
Предметы для обсуждения: «Нам лучше без детей…» // Высшая ценность человеческой жизни // Для кого рождаются дети: для Бога? Для страны? Для нас? // Усыновление: не та мать, что родила, а та, что вскормила.
Предметы для проектной деятельности: Миф о «перенаселении планеты» // Как менялось и меняется население нашей страны // Отношение к детенышам в мире животных (примеры).
Эссе: В чем нравственный смысл заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28)? // Чем лучше живут – тем хуже родятся дети: правда ли это?
Тема 7. Молодые родители
Беременность: девять месяцев испытания для обоих родителей и для ребенка. Новые нравственные задачи, новая мера ответственности, новый источник любви. «Реализовать себя в детях» – значит передать им всё доброе, что имеешь, и оградить их (и освободиться самому) от всего злого. Принцип воспитания: учиться вместе с детьми. Метод воспитания: личный пример.
* Молодо – не зелено!
Предметы для обсуждения: «Мы еще слишком молоды …» // Возможно ли воспитание до появления на свет? // Доброта или злоба? Строгость или равнодушие? // Если ребенку во всём потакают… // Наказание: возмездие или обучение?
Предметы для проектной деятельности: Выдающиеся достижения – научные, культурные, военные – очень молодых людей (исторические примеры) // Как медицина и гигиена изменили жизнь матери новорожденного (по историческим сведениям) // Каталог Интернет-ресурсов для молодых родителей.
Эссе: «Когда я был(а) маленьким(-ой)…»: воспоминания юноши (девушки) в помощь родителям и воспитателям.
Тема 8. Связь поколений
В материнской утробе ребенка связывает с матерью пуповина: в момент рождения пуповину перерезают. Затем его соединяет с родителями «пуповина» подчинения; в день совершеннолетия она исчезает. Чтобы не исчезла связь поколений, ее надо заранее перестроить на новых, нравственных основаниях взаимного уважения, доверия, ответственности, заботы, сострадания, любви… Забота об этом лежит на старших и на младших.
* Семья взрослеет
Предметы для обсуждения: Путь за порогом детства: кто принимает решения? // Что такое инфантилизм // Под одной крышей с родителями: «за» и «против» // Воспитание детей: в единодушии или в конкурентной борьбе?
Предметы для проектной деятельности: История и уроки нашей семьи // Пятая Заповедь Синайского законодательства // Этикет семейного общения: этно-культурные и историче примеры.
Ситуационно-ролевая игра: «Бабушка воспитывает внуков: кто воспитает бабушку?»
Эссе: Как сделать, чтобы дети и родители не ссорились? // Если бы молодость знала, если бы старость могла…
Раздел IV. Семья, общество, нация
Тема 9. Бракосочетание: закон, вера, традиция
Нет двух разных браков – но есть две формы скрепления брака, гражданская и религиозная (церковная). Формы эти различаются между эпохами и народами, но принцип остается тем же: высочайшее значение – личное, общественное и религиозное –придается супружескому счастью, нерушимости брака и благополучию семьи. Это отражено и закреплено в обрядах и традициях бракосочетания.
* Шаг в будущее
Предметы для обсуждения: Помолвка, обручение, свадьба // Гражданский брак и «гражданский брак» // Значение свадебной церемонии для становления семейных ценностей // Венчание в церкви: кому и зачем? // Если семья болеет – чем и как помочь?
Предметы для проектной деятельности: Свадебные обряды в истории народов нашей страны // Свадьба в произведениях литературы и искусства (примеры) // Бракосочетание в религиозных традициях народов мира // Содержание и символизм венчания.
Ситуационно-ролевая игра: «Мы хотим широкую свадьбу! – А мы не хотим…»
Эссе: Письмо моему сыну (дочери) накануне его (ее) свадьбы.
Тема 10. Семейный очаг
Каждая семья – это микрокосмос, живущий особой жизнью. Переступая порог своего дома, каждый член семьи, и взрослый, и ребенок, должен ясно осознавать: это иной мир. Иной прежде всего в том, что мир этот добрый, справедливый и разумный, что здесь правит любовь. И родители отвечают за целостность и исполнение семейного закона.
* Мир нашему дому
Предметы для обсуждения: «У всех так – а у нас не так!» // Как понимать права и обязанности в семье // Бытовая эстетика // Вместе трудимся, вместе отдыхаем // Как организовать общий досуг // Здоровый образ жизни // Деструктивные формы досуга // Зависимости – угроза семье // Семейные ресурсы и сбережения // Семейный бюджет – общая забота // Семья и профессия.
Предметы для проектной деятельности: Плюсы и минусы компьютерных игр // Социальные сети: загубленное время // Заработок для старшеклассника (обзор возможностей) // Каталог Интернет-ресурсов для старшеклассников.
Ситуационно-ролевая игра: «Хочу, хочу! У всех есть, а у меня нету! Дайте денег!»
Эссе: Рабы Интернета // Больше денег – хуже жизнь: так бывает?
Тема 11. Семья и государство
Семья связана множеством нитей с обществом и государством; самые главные из них определяются государственными законами. Законы предоставляют материальную помощь семьям, юридические гарантии на особые случаи. Требования закона ограничивают независимость семьи в интересах граждан, особенно детей. Семейный Кодекс РФ.
* Воспитать правовое сознание
Предметы для обсуждения: Юридическая сторона прав и обязанностей в семье // Помощь семьям со стороны государства, в том числе молодым и многодетным // Общественные организации в помощь семье // Усыновление // Защита благополучия и интересов детей // Катастрофа развода и ее последствия.
Предметы для проектной деятельности: Каталог юридических ресурсов Интернета для молодой семьи // Какие пособия и льготы предоставляются сегодня семьям с детьми // Насилие в семье и ответственность за него //
Эссе: Незнание закона не освобождает от ответственности (случаи из жизни).
Итоговое занятие. Защита проектов
Литература
1. Балашов Н., протоиерей. Этика пола. Доклад на конференции «Учение Церкви о человеке». М, 2001 г.
2. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999.
3. Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право. Уч. Пособие. М.,2002.
4. Зеньковский В.В., прот. Психология детства. М., 1996
5. Любовь в письмах великих людей. – М.: Эксмо, 2011.
6. Макарий (Маркиш), иеромонах. Уроки любви. – М.: 2008.
7. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. Самара, 2006.
8. Основы Социальной концепции РПЦ //// ИБ ОВЦС Московского Патриархата
9. Семейный Кодекс РФ (последняя редакция).
10. Семья – малая церковь. // Авторы– составители Б.Н. Кузык, Л.И. Литвин. – Днепропетровск, 2011
11. Телеповы М. и Н. Поговорим о супружеском счастье. Пенза, 2003.
12. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Учебно-методический комплекс. Смоленск, 2008.
13. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 1998.